Современный Кавказ  
07.04.14 [14.01]
«Русский мир Евразии» займётся освещением деятельности русских общин

Напомним, что презентация СЕИК прошла в начале текущего, 2013 года в пресс-центре РИА «Новости». В мероприятии приняли участие известные эксперты и общественные деятели, среди которых - известный экономист Михаил Делягин и политолог, телеведущий Макс 23.10.13 [14.35]
На Северном Кавказе появилась новая студенческая структура

http://skfonews.info/news/4502 13.11.13 [09.00]
В КБР увековечили память погибших полицейских

президент Русского Культурно-Просветительного Фонда имени Святого Василия Великого Василий Бойко-Великий. Сообщает портал Евразия. 16.01.12 [22.20]
«Русское молоко» соберёт на митинг недовольных полицейским произволом

Юрий Горский 24.10.11 [08.15]
Нет России без Кавказа: анонс пресс-конференции организаторов «Русского марша»

Александр Проханов 01.09.10 [01.00]
Александр Проханов: Я очарован Евкуровым

 Русская молодежь стреляет и жарит шашлыки в Южной Осетии 03.07.10 [09.08]
Русская молодежь стреляет и жарит шашлыки в Южной Осетии

05.05.10 [16.14]
В Кабардино-Балкарии взялись за цены на лекарства

Теракт в Нальчике 04.05.10 [11.14]
Арсен Каноков навестил жертв теракта

04.05.10 [06.21]
Кавказские власти озабочены оттоком русских

НАРОДЫ
Маски народов Северного Кавказа
«И пусть на самом деле никакая маска не могла выполнить то, на что надеялись верующие - в магическую силу маскировки, она рождала веселье, радость и надежду…»

Маски знакомы каждому — их надевают на веселых балах - маскарадах, новогодних карнавалах, красочных уличных шествиях. Но не всегда маска являлась принадлежностью веселого праздника. Были маски, которых боялись — маски колдунов или «воскресших предков»; были маски, защищавшие лицо воина и устрашавшие врага; но чаще всего маски надевали участники обрядов, совершавшихся с целью обеспечения плодородия земли, животных, самого человека. И пусть на самом деле никакая маска не могла выполнить то, на что надеялись верующие - в магическую силу маскировки, она рождала веселье, радость и надежду.

Разнообразные по оформлению и назначению маски существовали в прошлом у многих народов, в том числе и у народов Северного Кавказа.
Благополучие горцев-скотоводов карачаевцев и балкарцев зависело от сенокоса, обеспечивавшего корм скоту на зимнее время. В это время каждая группа косцов — джыйын выбирала сильного здорового остроумного парня, которого называли аксакал или теке (козел). Он, надевая причудливую войлочную маску, вооружался войлочной нагайкой и деревянным оружием. Аксакал пользовался большим авторитетом. С каждого прохожего или проезжего, будь то феодальный князь, влиятельный царский чиновник или свой брат — крестьянин, он брал «дань» за проезд — лакомствами, скотом или деньгами, которые шли на устройство праздника после окончания сенокоса. Своими шутками, веселыми проказами он развлекал усталых косцов после работы. Но во время косьбы он своей работой показывал пример остальным, был блюстителем дисциплины и борцом за качество работы. При встрече с другим теке они вступали в борьбу и победивший, по представлению косцов, «обеспечивал» своей группе обилие сена.
У кабардинцев, черкесов, адыгейцев, где имело большое значение земледелие, ряженый ажегафа («танцующий козел») играл важную роль в празднике возвращения пахарей. Вместе со своими помощниками он обходил все дома селения, разыгрывая сценки своей «смерти» и «воскресения» за выкуп, который платил хозяин дома. «Воскресение» ажегафы символизировало рост злаков из семян, брошенных в землю. Культ умирающего и воскресающего бога растительности был характерен в прошлом для всех земледельческих народов.

У осетин ряженые появлялись на праздниках Нового года, иногда на свадьбах. Их называли арчи (медведь) или маймул (обезьяна). Ряженый появлялся и около святилища святого Георгия в горном осетинском селении Дзгвис во время праздника Георгоба (день Святого Георгия).
В ряде случаев, особенно в Чечне и Дагестане, маски надевали шуты — полупрофессионалы, сопровождавшие любимые народом выступления канатоходцев. Они развлекали зрителей, давая возможность передохнуть своему товарищу — канатоходцу. Они же собирали плату за представление.
В Дагестане, в знаменитом ауле ювелиров Кубачи, вплоть до 20-х годов нашего века сохранялся древний обычай ежегодных сборов «союза неженатых мужчин». Во время этих сборов, продолжавшихся целый месяц, мужская молодежь, поселившись в отдельном доме, занималась воинскими упражнениями, плясками, резьбой по дереву. При несчастном случае — пожаре, обвале дома, наводнении они первыми бросались на помощь. Сбор заканчивался веселым праздником, во время которого разыгрывалась пантомима. Главный участник «хан» надевал замечательную кованую из железа маску со шлемом. Его окружали «жены» — переодетые юноши — и приближенные. Но в разгар веселья появлялся отряд воинов в страшных

разрисованных масках, которые пытались похитить «жен» хана Разыгрывалась битва, в результате которой хан был всегда побежден.
До сих пор во время свадьбы в Кубачах действуют «шуты» в кольчугах и войлочных разрисованных масках, напоминающие воинов «союза неженатых мужчин». В руках у них часто можно видеть люльку, в которую они пытаются уложить мальчика, чтобы первенцем у молодых супругов был мальчик.
Игрища, связанные с масками, у народов Кавказа постепенно приобретали характер народных представлений, часто сатирического направления. Ряженые и их помощники изображали несправедливых судей, жадных мулл, высмеивали царских генералов и приставов. Шутки ряженых часто бывали социально заостренными, и маски служили для них известной защитой.

 

По материалам проспекта "Маски народов Северного Кавказа Госудерственный музей этнографии народов СССР 1980г.

http://www.culturemap.ru/

 

Составитель Е.Н.Студенецкая.

Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
 
ads: